ГОСТ 14228-80 Классификация по объему автоматизации. Дизель и газовые двигатели автоматизированные.
Н1. Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные судовые, тепловозные и промышленные дизели, газовые двигатели, газомотокомпрессоры, агрегаты на базе дизелей и газовых двигателей (далее—двигатели) и устанавливает их классификацию в зависимости от объема автоматизированных и автоматически выполняемых операций и времени необслуживаемой работы.
2. Двигатели (см. справочное приложение) в зависимости от объема автоматизированных и автоматически выполняемых операций и времени необслуживаемой работы должны классифицироваться по степеням автоматизации, указанным в таблице.
Степень автоматизации
|
Характеристика степени автоматизации
|
Время необслуживаемой работы двигателя, ч
|
1
|
Автоматическое регулирование основных параметров; местное и (или) дистанционное управление; индикация, сигнализация и защита
|
4; 8; 12
|
2
|
Операции первой степени; дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление, в том числе при совместной работе двигателей
|
24; 36; 50
|
3
|
Операции второй степени; дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление вспомогательными агрегатами и (или) операциями обслуживания двигателя
|
150; 250
|
4
|
Операции второй или третьей степени; централизованное управление и (или) централизованный автоматический контроль; автоматизированное и (или) автоматическое техническое диагностирование
|
250; 375
|
Примечание. Дальнейшее увеличение значений времени необслуживаемой работы двигателей допускается устанавливать с интервалом 4 ч для первой степени и 25 ч для остальных степеней.
Для 4-й степени допускается устанавливать значения времени необслуживаемой работы 2 и 3-й степеней.
3. На двигателях, отвечающих первой степени автоматизации, должен выполняться следующий минимум операций:
- автоматическое регулирование частоты вращения;
- автоматическое регулирование температуры в системах охлаждения и (или) смазки;
- автоматическое регулирование напряжения (для дизель-генераторов);
- местное и (или) дистанционное управление пуском, остановом, предпусковыми и послеостановочными операциями, а также частотой вращения (нагружением) и реверсированием;
- автоматический подзаряд аккумуляторных батарей, обеспечивающих пуск и (или) питание средств автоматизации (при электростартерном пуске);
- автоматическая аварийно-предупредительная сигнализация и защита;
- индикация значений контролируемых параметров на местном (дизельном) щитке и (или) на дистанционном пульте.
4. На двигателях, отвечающих 2-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в п. 3, должно обеспечиваться выполнение следующих операций:
- дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление пуском, остановом, предпусковыми и послеостановочными операциями;
- дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление частотой вращения (нагружением) и реверсированием при его наличии;
- автоматический прием нагрузки при автономной работе или выдача сигнала о готовности к приему нагрузки (для дизель-генераторов);
- автоматизация совместной работы двигателей, в том числе автоматический прием нагрузки в ходе синхронизации при параллельной работе дизель-генераторов между собой или с внешней сетью;
- автоматическое поддержание двигателя в готовности к быстрому приему нагрузки;
- автоматическое регулирование вязкости тяжелого топлива в автоматизированное управление переходом с одного вида топлива на другой;
- автоматизированный экстренный пуск и (или) останов;
- исполнительная сигнализация.
5. На двигателях, отвечающих 3-й степени автоматизации, по мимо операций, указанных в п. 4, должно обеспечиваться выполнение следующих операций:
- автоматическое пополнение расходных емкостей: топлива масла, охлаждающей жидкости и сжатого воздуха;
- автоматизированное и (или) автоматическое управление вспомогательными агрегатами и (или) отдельными операциями обслуживания двигателя.
6. На двигателях, отвечающих 4-й степени автоматизации, по мимо операций, указанных в пп. 4 или 5, должно обеспечиваться выполнение одной или нескольких дополнительных операций;
- централизованное управление двигателем с помощью управляющих машин;
- централизованный автоматический контроль;
- автоматизированное и (или) автоматическое техническое диагностирование состояния двигателя в целом или его отдельных частей.
7. Конкретный перечень операций и средств автоматизации, а также значение времени необслуживаемой работы по каждой степени (пп. 3—6) должен устанавливаться в стандартах и технических условиях на отдельный тип двигателя.
Алгоритмы выполнения операций должны устанавливаться в техническом описании и инструкции по эксплуатации двигателя.
8. Технические требования к отдельным операциям и средствам автоматизации двигателей должны соответствовать Правилам Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР в части автоматизации судовых двигателей, а также следующим стандартам:
- ГОСТ 10511—72—автоматическое регулирование частоты вращения дизелей;
- ГОСТ 11928—66—аварийно-предупредительная сигнализация и защита дизелей и газовых двигателей;
- ГОСТ 18174—72—автоматизированное управление режимами главных судовых дизелей;
- ГОСТ 10032—80—автоматизация дизель-генераторов;
- ГОСТ 11102—75—приборы и устройства дизельной автоматики;
- ГОСТ 22464—77—терморегуляторы.
Приложение Пояснения терминов, используемых в стандарте